КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Речь помогает выразить свои мысли, которая
является одной из главных потребностей. В ФГОС «Речевое развитие» выделена как
основная образовательная область, которая является основанием для развития всех
видов деятельности. Это общение, познание, познавательно – исследовательская и
игровая деятельность. Главная задача речевого развития ребенка дошкольного
возраста – это владение правилами языка и нормами, которые должны определяться
для каждого возраста, а также развития их коммуникативных способностей.
В наиболее раннем
возрасте развитие психических процессов и речевой деятельности является самым
важным. В речевой деятельности используются игры и занятия, которые можно
использовать. Это могут быть потешки, разгадывание загадок, хороводы, чтение и
запоминание сказок, сюжетно-ролевые игры, заучивание стихотворений, театральная
деятельность, рассматривание иллюстраций и сказочных персонажей; пальчиковые
игры, физкультминутка. Таким образом, в ходе игр у детей устанавливается
эмоциональный контакт взрослого с ребенком. У детей развивается фонетический
слух, при заучивании стихов отрабатывается четкость произношения.
Сюжетно-ролевые игры, театральные инсценировки способствуют развертыванию
диалога, обогащению словарного запаса. Такие игры, как физкультминутка и
пальчиковая игра, направленные на развитие мелкой моторики. Упражнения кистей и
пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенка
речью. Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи. В речи
существует диалогическая и монологическая речь. Диалогическая речь предшествует
формированию монологической речи. Инсценировки, театральная деятельность,
вопросы помогают развивать диалог. Вопросы используют в любой совместной
деятельности. Это режимные моменты, рассматривание картин, прогулки. Вопросы
требуют мотивации ответов, осмысливания причинно – следственных связей, которые
связаны с развитием логического мышления.
Развитие речевой
деятельности проходит на протяжении всего времени пребывания дошкольника в
детском саду, занятиях и режимных моментах. Утром, когда ребенок приходит в
детский сад, можно побеседовать с ним на разные темы и разговоры. Дети сообщают
о своих событиях. Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей.
Прогулки, режимные моменты и игры способствуют расширению словарного запаса
детей. Например, подвижные игры «У медведя во бору», «Мы веселые ребята»;
дидактические игры «Угадай дерево», «Подбери по признаку». Во время наблюдений
используются все виды вопросов. На занятиях художественно-эстетического
развития используется прием комментирования. Детям, которые затрудняются,
педагог задает наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что тебе необходимо
для этого взять?», а также учит детей грамотно сформулировать вопрос к
взрослому. Для речевого развития нужно приобщать ребенка к художественной
литературе. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы, научились задавать
вопросы.
Работая над проблемой
развития речи у детей дошкольного возраста, так как педагоги часто допускают
ошибки следующего характера:
1. Очень часто педагоги требуют только
«полных» ответов.
2. Дети не привыкают говорить ясно и
громко, так как педагог повторяет ответы детей.
3. У детей не формируется умение слушать
других. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.
4. Педагоги излишне много говорят сами и
не дают ребенку подумать.
Можно выделить
следующие факторы успешного речевого развития детей:
Чтение литературы, стихов,
отгадывание загадок; прогулки, экскурсии, посещения музеев; эмоциональное
общения ребенка от момента его рождения. Создавать условия для общения с
другими детьми. Речь взрослого – пример для подражания. Развивать мелкую
моторику рук, которое ведет к развитию речи. Совместные игры взрослого и
ребенка. Любознательность ребенка, ответы на все его «почему».
Меняются детские
взгляды на мир и на отношения с окружающими, а способность ребенка сознавать и
контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера
качественно не развивается. Замыкаясь на телевидении и персональном компьютере,
дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение, в
значительной степени, обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее
отзывчивыми к чувствам других. Именно поэтому работа, направленная на развитие
эмоциональной сферы, весьма актуальна и важна. Поэтому детей нужно
приспосабливать к разнообразным играм, т. е. они должны развиваться. В сфере
изысканий детской практической психологии оказываются не только исследования
специфики детского возраста, но и влияния взрослого на ребенка, влияния
окружения ребенка на его развитие, влияния особенностей взаимодействия ребенка
с окружающей его средой. Другими словами в спектр исследований и тщательного
изучения попадает достаточно широкий выбор факторов внешней и внутренней среды
ребенка, оказывающий значимое влияние на его развитие и рост (как личности). И
здесь важным становится не только непосредственное окружение ребенка, и его
возрастные особенности, но и специфика тех учреждений, которые он посещает
(домашнее окружение, ясли, сад, кружки и секции, посещаемые ребенком). В
настоящее время происходит активное реформирование всей системы образования и,
в частности, дошкольного образования, в котором закладываются все базовые
зародыши индивидуальных особенностей личности. А именно: увеличивается сеть
альтернативных дошкольных и школьных учреждений, появляются новые программы
воспитания и обучения, разрабатываются оригинальные методические материалы.
Конечно, безусловно, данные прогрессивные изменения важны и необходимы, но, к
сожалению, в них слишком мало уделяется внимания развитию эмоциональной сферы,
в отличие от интеллектуального развития ребенка. А, зачастую, программы
дошкольного воспитания превращаются в реализацию обучающих задач. Таким
образом, развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в
деятельности педагога ДОУ. Речь у детей должна развиваться в соответствии с
физическим и умственным развитием, который служит показателем его общего
развития. В своей работе я заметила, что с ребенком нужно разговаривать.
Отсутствие речи может раздражать ребенка, он начинает капризничать, выражать
недовольство криком. Родители должны участвовать в воспитании своего ребенка.
Водить ребенка на прогулку, развивать у ребенка внимание, память, воображение,
речь и мышление, моторику пальцев рук с помощью изобразительных средств.
Ребенок не должен много времени проводить за компьютером или телевизором. В
данном случае ребенок должен развиваться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий