Душевная жизнь человека
чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных:
осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере
очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни
в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно
важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют
родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые
для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах
психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость,
правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама
сказала….", "Папа велел…" и т.д.
В отличие от
сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими
защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и
желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным
обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые
впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь
стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают
повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны,
формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их
действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё
момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против
негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно
подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих.
Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку
"Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если
ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в
реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть
родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию
личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не
обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие
ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически
сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок,
охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым
адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в
себя и свои силы.
Ниже приведена таблица
наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите
внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и
научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее
от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на
вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие
директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы
негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные,
развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
|
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
|
|
Сказав
так:
|
подумайте
о последствиях
|
и вовремя
исправьтесь
|
"Не
будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".
|
Замкнутость,
отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность
стереотипному поведению.
|
"Будь
собой, у каждого в жизни будут друзья!".
|
"Горе ты
моё!"
|
Чувство вины,
низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с
родителями.
|
"Счастье
ты моё, радость моя!"
|
"Плакса-Вакса,
нытик, пискля!"
|
Сдерживание
эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже
незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.
|
"Поплачь,
будет легче…".
|
"Вот
дурашка, всё готов раздать…".
|
Низкая
самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками,
эгоизм.
|
"Молодец,
что делишься с другими!".
|
"Не
твоего ума дело!".
|
Низкая
самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения,
робость, отчуждённость, конфликты с родителями.
|
"А ты
как думаешь?".
|
"Ты
совсем, как твой папа (мама)…".
|
Трудности в
общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная
самооценка, упрямство, повторение поведения родителя
|
"Папа у
нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".
|
"Ничего
не умеешь делать, неумейка!".
|
Неуверенность
в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития,
безынициативность, низкая мотивация к достижению.
|
"Попробуй
ещё, у тебя обязательно получится!".
|
"Не
кричи так, оглохнешь!"
|
Скрытая
агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и
ушей, конфликтность.
|
"Скажи
мне на ушко, давай пошепчемся…!".
|
"Неряха,
грязнуля!".
|
Чувство вины,
страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в
выборе друзей.
|
"Как
приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
|
"Противная девчонка, все они
капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и
драчуны!" (девочке о мальчике).
|
Нарушения в
психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в
выборе друга противоположного пола.
|
"Все
люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".
|
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от
тебя к другому ребёнку!".
|
Чувство вины,
страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от
родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.
|
"Я
никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
|
"Жизнь очень трудна: вырастешь –
узнаешь…!"
|
Недоверчивость,
трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия,
склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.
|
"Жизнь
интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".
|
"Уйди с
глаз моих, встань в угол!"
|
Нарушения
взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие,
озлобленность, агрессивность.
|
"Иди ко
мне, давай во всём разберёмся вместе!"
|
"Не ешь
много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".
|
Проблемы с
излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие
себя.
|
"Давай
немного оставим папе (маме) ит.д."
|
"Все
вокруг обманщики, надейся только на себя!"
|
Трудности в
общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы
сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
|
"На
свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".
|
"Ах ты,
гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".
|
Недовольство
своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности,
проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и
возможностях.
|
"Как ты
мне нравишься!".
|
"Нельзя
ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".
|
Робость,
страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших,
несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения,
тревожность.
|
"Смелее,
ты всё можешь сам!".
|
"Всегда
ты не вовремя подожди…".
|
Отчуждённость,
скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности,
"уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.
|
"Давай,
я тебе помогу!"
|
"Никого
не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".
|
Отсутствие
самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в
общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.
|
"Держи
себя в руках, уважай людей!".
|
Естественно, список установок может быть
значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти
контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы,
невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно
повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и
на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
- Я сейчас занят(а)…
- Посмотри, что ты натворил!!!
- Как всегда неправильно!
- Когда же ты научишься!
- Сколько раз тебе можно повторять!
- Ты сведёшь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал!
- Вечно ты во всё лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко
зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не
нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив,
неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами…!
- Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
- Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не
помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой,
иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо
успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не
робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от
природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые
помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе
воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их
умения чувствовать и догадываться!
Комментариев нет:
Отправить комментарий